В русском языке слово актёр появилось как заимствование из французского – acteur, а во французском – из латинского: actor – исполнитель. Впервые слово актер в русском языке было использовано в начале XVIII в., во время правления Петра I.
В современном русском языке актёр – это профессиональный исполнитель театральных ролей. При этом у слова имеется синоним – артист (франц. artiste, от лат. ars – искусство), однако значение этого слово шире.
Известный драматург XVIII века Д.И.Фонвизин различал два этих слова, понимая под актёром талантливого исполнителя, а под артистом – художника, творца. В современном русском языке словом артист может называться человек, достигший мастерства в любом зрелищном и не только зрелищном искусстве.
Актёр одновременно является и истоком, и вершиной театрального искусства. Ведь театр, вышедший из ритуальных форм, начинался с того, что актёр действовал один на один со зрителем. Он мог быть одет в костюм или маску, однако его искусство было сугубо индивидуальным. И до сих пор опытные режиссеры, предлагая актеру роль, пытаются выявить в ней его индивидуальность.
Актерское искусство неотделимо от истории мировой культуры в целом и театра в честности, их эстетических и социальных тенденций и направлений.
В современном театре при всей широчайшей палитре разнообразных выразительных средств актер по-прежнему выходит на сцену в непосредственном контакте со зрителем. И как бы ни был огромен вклад создателей спектакля, режиссера, художника, композитора, балетмейстера, успех постановки по-прежнему зависит в первую очередь от актёров:
- от их возможности накопить полученные во время репетиций информацию и эмоции;
- от мастерства стать проводником идей постановочной группы;
- от умения выплеснуть накопленное перед многочисленными зрителями.
Актерский талант и высокий уровень мастерства могут укрупнить замысел спектакля, сделать его более выпуклым и объемным. В то же время небольшие способности и непрофессионализм способны убить даже выдающееся решение спектакля.
Профессия актера двойственна, и этим обусловлены ее психологические трудности. С одной стороны, она зависит от множества факторов:
- от качества драматургического материала и возможностей роли;
- режиссерского умения работать с актером над ролью;
- слаженной работой технического состава во время спектакля;
- настроением зрительного зала.
С другой – именно актер концентрирует в себе всю силу театрального искусства. Благодаря этому в мировой истории театра слава даже самых известных драматургов, режиссеров или балетмейстеров не может сравниться со степенью популярности великих актеров. Именно они становятся властителями зрительских дум, символизируя театр данной эпохи.