Оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь»

«Оперетта всех оперетт», «изящная безделица», «жемчужина опереточной венской короны» – каких только эпитетов не удостаивалось непревзойденное произведение И. Штрауса, успех которого не повторила ни одна из остальных написанных им оперетт.

«Летучая мышь» – классический образец танцевальной оперетты, в которой звучат мотивы вальса и польки. Рассказывающее о любовных переживаниях и семейных перипетиях произведение, созданное австрийским композитором Иоганном Штраусом еще в XIX веке, до сих пор пользуется огромной популярностью у театральной публики.

История создания

Среди историков музыки популярна версия о том, что Жан Оффенбах подал Штраусу мысль перестать писать вальсы и взяться за сочинение оперетт. Эта идея очень понравилась Штраусу, и сейчас он известен как автор не только вальсов, но и замечательных музыкальных спектаклей.

Иоганн Штраус
Иоганн Батист Штраус II (25 октября 1825 – 3 июня 1899).

За основу сюжета «Летучей мыши» был взят водевиль французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Ревельон» («Новогодний вечер, или Часы с боем»), который в свою очередь являлся переделкой фарса Ю.Р. Бенедикса «Тюремное заключение».

Текст пьесы в качестве либретто предложил И. Штраусу директор венского театра «Ан дер Вин» М. Штейнер.

Веселый, остроумный, праздничный дух либретто понравился композитору, и он в рекордный срок – всего за шесть недель или за 42 ночи – закончил партитуру. Окончательный вариант немецкого либретто был написан Карлом Хаффнером и Рихардом Жене.

Премьера «Летучей мыши» состоялась 5 апреля 1874 года. Поначалу оперетта не вызвала восторженного приема у публики, чему во многом способствовали критики, давшие новому произведению не очень высокие оценки.

Например, известный венский критик Э. Ганслик назвал оперетту «попурри из вальсовых и полечных мотивов». Однако то, что критику показалось банальным, в дальнейшем определило судьбу произведения.

Единственный благожелательный отзыв появился в газете «Morgenpost», в котором было отмечено, что «в партере можно было заработать морскую болезнь из-за покачиваний публики в такт волшебным звукам».

После 17 показов спектакль был снят с репертуара. Однако в том же году «Летучая мышь» с успехом прошла в Берлине, после чего уже триумфатором вернулась на венскую сцену, став ее жемчужиной. Удивительно, что в этот раз спектакль получил только одобрительные отзывы критиков.

Памятник Иоганну Штраусу в Вене
Памятник Штраусу в Венском парке.

Сюжет

Наиболее известное в России либретто оперетты Штрауса написано М. Вольпиным и Н. Эрдманом.

Сюжет «Летучей мыши» – это набор розыгрышей, остроумного вранья и переплетения недоразумений, которые происходят с главными героями – Генрихом Айзенштайном и его другом, директором театра Фальком. Первый из них на балу влюбляется в собственную жену, не узнав ее под маской летучей мыши, а второй – служанку Адель, над желанием которой стать актрисой он недавно подшучивал.

По решению суда Айзенштайн должен провести восемь дней в тюрьме, но Фальк приносит пригласительный на бал. Конечно, тюрьма может и подождать! Сказав жене, что он отправляется в тюрьму, Айзенштайн с Фальком отправляются на бал.

В это время к Розалинде, любящей жене Айзенштайна, приходит ее поклонник Альфред, всеми силами пытающийся добиться ее благосклонности. Вместе их застает директор тюрьмы Франк, приехавший забрать Айзенштайна. Чтобы не компрометировать себя, Розалинда выдает Альфреда за своего мужа.

Как выкрутятся герои из этой пикантной ситуации? Как поведет себя Розалинда?

Ответы на эти вопросы дает спектакль «Летучая мышь».

Судьба оперетты в России

Признание у советского зрителя известная история, написанная И.Штраусом, получила не сразу. Первое представление, показанное в 1933 году в Московском театре оперетты, было принято весьма прохладно. Громкий успех ждал «Летучую мышь» только спустя 20 лет.

С тех пор это произведение не сходит со сцен российских театров, оставаясь любимейшим произведением своего жанра. В одной только Московской оперетте «Летучая мышь» ставилась четырежды, каждый раз становясь репертуарным долгожителем.

В 1978 на студии «Ленфильм» был снят одноименный музыкальный фильм (режиссер – Ян Фрид), премьера которого состоялась 4 марта 1979 г. В фильме снялись такие замечательные актеры, как Юрий Соломин, Виталий Соломин, Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Олег Видов и другие.

Фильм, как и театральный спектакль, завоевал популярность на долгие годы.

«Летучая мышь» в Экспериментальном музыкально-драматическом театре

Камерная сцена ЭМДТеатра вносит свои коррективы в постановку: оперетта превращается в музыкальный спектакль.

Постановщики Засл. Арт. УзССР Любовь Айсина и Засл. Арт. Московской области Ольга Айсина оставили в спектакле наиболее известные музыкальные номера, без которых невозможно было бы представить себе «Летучую мышь»:

  • «За что, за что, О Боже мой!»;
  • куплеты Адель;
  • «Король Буль-Буль»;
  • «Ах, какой чудный бал»;
  • «Тост Орловского»;
  • «Сказки Венского леса».

Однако, пожалуй, наибольшую роль в создании иронично-праздничной атмосферы спектакля играют блистательные диалоги, написанные авторами русского либретто М. Вольпиным и Н. Эрдманом и исполненные артистами Экспериментального музыкально-драматического театра.

Чего стоит только бесподобная сцена рассказа Генриха о неудачной охоте, на которую он отправился с собакой Шульца, и следующий за ней эпизод, в котором застигнутый врасплох Фальк, стараясь не подставить друга, молниеносно придумывает историю о внезапной смерти этой собаки.

А уже вошедший в историю русского музыкального театра монолог подвыпившего дежурного тюрьмы, в смену которого арестанты раскачивают тюрьму, исполняется художественным руководителем театра Александром Айсиным.

Художественное оформление спектакля уже традиционно создавалось заслуженным художником России И. Балашевич, которая, учитывая все особенности небольшой сцены ЭМДТ, всегда создает мобильные, легко трансформирующиеся друг в друга декорации.

Новая постановка ЭМДТеатра – это известное произведение, адаптированное под небольшую сцену театра в соответствии с теми принципами, которых театр придерживается вот уже 30 лет: со спектакля зритель должен уходить счастливым и наполненным положительными эмоциями и хорошим настроением.

Поделиться с друзьями
ЭМДТ | 🎭 Театр Айсина | Афиша театр Жуковский

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.