Приходя в театр, мы видим на сцене людей, которые легко и свободно двигаются, говорят, иногда поют и танцуют, и кажется, что все это легко: стоит только самому выйти на сцену, и ты сможет двигаться также легко и свободно.
Однако на самом деле, все не так просто. За видимой легкостью и простотой стоит большая работа целой группы людей: автора пьесы, режиссера, художника, мастеров-декораторов, костюмеров и портных, композитора, и только потом актеров.
О том, кто и как создают спектакли в театре, читайте в нашем материале.
Замысел спектакля
Работа над спектаклем начинает задолго до того, как актеры в первый раз выйдут на сцену. Работа над спектаклем начинается в голове режиссера, который решает поставить пьесу. Он представляет себе образ спектакля, думает о том, будет ли эта история интересна современным зрителям. Это замысел спектакля, из которого впоследствии вырастает и вся постановка, ведь в соответствии с замыслом режиссера работает и художник и композитор.
Например, думая над постановкой спектакля «Сказка о царе Салтане» режиссер Л. Айсина исходила из русского народного театра и представляла себе скоморохов, рассказывающих и показывающих известный сюжет А.С.Пушкина. Этот замысел нашел отражение и в костюмах, и в музыке спектакля.

Как создаются декорации
Обозначив замысел, режиссер начинает работу с художником, который создает визуальную часть спектакля – декорации и костюмы.
Театральные декорации – важная часть спектакля, именно они создают фон, живую картину, для происходящего на сцене. Декорации переносят зрителей в то место, где разворачивается действие пьесы. Это может быть дворец или избушка бабы Яги, сад или необитаемый остров, площадь большого города или домик в лесу.
В постановке «Не все коту масленица» ЭМДТеатра действие происходит в Замоскворечье, купеческом районе Москвы XIX века, и декорации воссоздают двор возле дома Дарьи Федосеевны Кругловой, где и протекают события пьесы А.Островского. В третьем действии зритель переносится в гостиную богатого купца Ермила Зотыча Ахова.

Работа над оформлением спектакля также делится на несколько этапов:
- сначала художник рисует эскизы, которые обсуждаются с режиссером, и в которые вносятся коррективы;
- после этого выполняется макет декорации, чтобы можно было проверить, все ли так, как видит художник и режиссер, или этот замысел необходимо доработать с технической стороны;
- после утверждения макета составляется техническое задание со всеми размерами, цветом и формой декораций;
- и только тогда эскизы вместе с техническим заданием отправляются в мастерскую.
Декорации могут быть мягкие, жесткие, подвижные и неподвижные. Мягкие декорации – это задник и кулисы.
Кулисы располагаются по бокам сцены. Они могут быть рисованные или однотонные в зависимости от того, как увидел их художник.
Задник – задний фоновый занавес, который, как правило, представляет собой холст с нанесенным на него перспективным изображением, обозначающим место действия.
Так, в спектакле «Не все коту масленица» мягкие декорации представляют собой печать на холсте с изображением садов и церквей Замоскворечья, а в спектакле «Волшебник Изумрудного города» мягкие декорации однотонные.
В сцене бала в спектакле «Летучая мышь» задник представляет собой перспективу бального зала, в результате чего театральный зал кажется гораздо больше, чем есть на самом деле.

Иногда режиссеры и художники принципиально отказываются от кулис, и актеры играют в пустом пространстве.
Камерная сцена ЭМДТеатре заставляет художника особо тщательно продумывать декорации, поэтому большинство жестких декораций театра мобильны и многофункциональны:
- печка, на которой лежит Пашенька, в мгновение ока превращается в сугроб в лесу (спектакль «Дед Мороз»);
- страницы огромной книги становятся фоном для действия в «Сказке о царе Салтане»;
- деревья в лесу оборачиваются тронами Короля и королевы и городскими воротами («Огниво»).


Однако помимо декораций, в спектакле также действуют всевозможные предметы: цветы, оружие, украшения и т.д.
Предметы на сцене называются «реквизит».
Реквизит изготавливается художниками-бутафорами, которые используют в своей работе самые разнообразные материалы: папье-маше, пластик, поролон, утеплитель и даже монтажную пену.
Из папье-маше, например, сделана волшебная лампа в спектакле «Волшебная лампа Аладдина», а из монтажной пены – кусок малахита, который Хозяйка медной горы вручает мастеру Степану (Спектакль «Малахитовая шкатулка»).

На сцене также могут появляться мебель, цветы, фрукты, посуда и т.д. Эти вещи должны быть убедительны и создавать атмосферу спектакля. Важным условием также является их удобство и небольшой вес, ведь актеры на сцене будут работать с ними, и это должно быть удобно и легко.
Например, маки и ромашки в спектакле «Волшебник Изумрудного города» дают ощущение волшебной страны, в которую попала главная героиня спектакля, а жители волшебной страны очень умело и ловко управляются с этими огромными цветами.

На протяжении уже 6 лет с ЭМДТеатром работает прекрасный художник, заслуженный художник РФ Ирина Балашевич, которая и придумывает декорации к спектаклям театра.
Чтоб костюмчик сидел
Костюмы – такая же важная часть составляющая спектакля, как и декорации. Они должны соответствовать эпохе и социальному статусу героев, а также подчеркивать черты их характера, помогая создавать правдоподобный образ.
Так, в спектакле «Не все коту Масленица» актеры одеты в городские костюмы, которые носили москвичи XIX века, а в спектакле «Пигмалион» виден английский стиль в одежде.

Сценическая одежда актеров, как и декорации, сначала рисуется художником, который предлагает режиссеру свое видение внешнего вида персонажей. Рисуются эскизы, подбираются материалы.
Сами костюмы шьются в специальных ателье или мастерских сценического костюма, ведь это не просто одежда: в ней актер будет активно двигаться, например, танцевать, и она не должна стеснять его движений.
В театрах за костюмами следят костюмеры, которые готовят ее к спектаклю: гладят, чистят, а также убирают в шкафы после спектакля.
Театральные гримеры
Помимо художников по костюмам, актеру помогают создать образ гримеры.
Театральный гример сочетает в себе навыки визажиста, парикмахера и постижера – специалиста по накладным волосам, бородам и усам.
Гримеры наносят на лица, а иногда и на тела актеров грим – специальную театральную косметику. Сложный грим иногда требует не только красок, но и особых накладок, изменяющих форму лица. Например, в спектакле «Буратино» главному герою на протяжении всего спектакля приходится носить накладной нос.

Музыка и звуковое оформление спектакля
Музыкальное оформление является столь же важной частью спектакля, как и декорация, а в музыкальном спектакле музыка выходит на первый план.
В Экспериментальном музыкально-драматическом театре все спектакли насыщены музыкой, которая помогает создавать атмосферу спектакля. Для многих спектаклей музыка создается специально: «Сказка о царе Салтане», «Волшебник Изумрудного города», «Огниво» – композитор этих спектаклей Д. Борисов, «Пигмалион» (композитор – А. Буканов).

При работе над музыкой к спектаклю композитор непременно советуется с режиссером, чтобы «попасть» в режиссерский замысел. Музыка должна стать органичной частью общего замысла, передавать настроение спектакля, помогать актеру создать образ.
Так, например, в спектакле «Волшебник Изумрудного города» у каждого из героев есть своя песня, мелодия которой выдержана в характере этого персонажа.
Помимо собственно музыки в каждом спектакле присутствуют также и различные звуки:
- хлопок закрывающейся двери, лай собак, пение птиц – эти звуки подбираются звукорежиссерами специально;
- Мэри Поппинс наливает детям лекарство – это действие актера сопровождается специальным звуком;
- Мисс Эндрю приезжает к Бэнксам на такси, выходит и хлопает дверью – для каждого из этих действий также найден специальный звук.
Когда работа над созданием музыки и подбор звуков заканчивается, звукорежиссер «сводит» все это воедино, создавая музыкальную партитуру спектакля.
Свет и мультимедийные декорации
Как передать на сцене восход солнца или тусклый свет чердака, как создать атмосферу зимнего леса или передать праздничный блеск бала?
Для этого в театре существует специальный свет. Современные театральные световые приборы позволяют создавать чудеса, автоматически меняя заранее установленные настройки.
При этом наряду со звуковой партитурой существует и особая световая партитура, которая создается художниками совместно с режиссером в процессе репетиций спектакля.
Вот мы попадаем на чердак, где живет Ганс (спектакль «Огниво»). Приглушенный синий свет высвечивает только фигуры героев, Ганса и оставшегося у него ночевать солдата, однако зритель воспринимает атмосферу ночи и небольшого жилища доброго мальчика.
В современном театре часто используются видеопроекции, воссоздающие дождь, плывущие облака, звездное небо.
Иногда режиссеры специально отказываются от настоящих декораций, и создают виртуальные или мультимедийные декорации при помощи видеопроекции. И актеры работают в пустом пространстве, а видео на заднем плане меняется как фильм. Для таких декораций существуют специальные экраны-кулисы.
Такие декорации представлены в нескольких спектаклях ЭМДТеатра:
- Волшебная лампа Аладдина;
- Снежная королева;
- Ночь перед Рождеством;
- а также в музыкальной программе «Песни и танцы народов мира».
Мультимедийные декорации создают атмосферу настоящей сказки, чуда, происходящего на глазах зрителя.
А где же актеры?
Актеры работают параллельно с остальными мастерскими. Как только режиссер сформировал свой замысел, а театр принял его к постановке, режиссер собирает актеров и начинаются репетиции спектакля.
Сначала пьеса читается «за столом»: режиссер и актеры анализируют произведение, находят сведения об эпохе, показанной в пьесе, находят связи с современностью, разбирают каждую роль и отношения между персонажами, потом постепенно выходят на сценическую площадку, чтобы репетировать пьесу «в действии».
Иногда на первых этапах репетиции проходят без декораций, в так называемых «выгородках», которые создаются из подручных средств: скамеек, столов, стульев, ширм.
Параллельно с этим идет работа над музыкальным материалом: вокалисты учат свои музыкальные партии, идет постановка танцев с хореографической группой. Так что помимо режиссера с актерами работают также музыкальный руководитель и хореограф.
Постепенно, по мере готовности декораций и реквизита выгородки заменяются реальными декорация, и начинает происходить чудо: появляются первые очертания будущего спектакля.
Однако до премьеры еще далеко, ведь актеры должны органично «жить» на сцене, чтобы не бояться забыть текст или движение, чтобы нечаянно не споткнуться о реквизит или не наступить на подол костюма. Поэтому необходимо многократно повторить все по частям и от начала до конца, чтобы привыкнуть, приноровиться и почувствовать себя в новом спектакле.
Перед премьерой проводится «генеральный прогон», на который обычно приглашают самых доброжелательных зрителей – родителей, бабушек или очень близких друзей. Генеральный прогон – важная часть работы над спектаклем:
- он дает возможность актерам сыграть спектакль на зрителя (а это, поверьте, совсем не то же самое, что при пустом зале);
- режиссеру проверить, правилен ли был его замысел: как реагируют зрители на происходящее на сцене, что им нравится, а что нет, чтобы сразу после прогона внести необходимые коррективы;
- технической группе – проверить работу всех приборов, которые также могут подвести в стрессовой ситуации.
После генерального прогона режиссер еще раз собирает всю команду, которая работает над спектаклем (актеров, хореографов, техническую группу, художника и композитора), чтобы сделать замечания, подсказать более верные действия, отрегулировать то, что не получилось во время прогона. Какие-то моменты еще раз проходятся на сцене.
И вот теперь спектакль готов к показу, на следующий день должна состояться премьера. Актеры ждут встречи с настоящим зрителем, чтобы создать на сцене ощущение легкости и свободы движения.