Театр – это особый мир искусства, где основная мысль и суть событий передается посредством музыкальных композиций, характерных движений, мимики. Театральная постановка в привычном смысле – это спектакль, но на самом деле к этому виду искусства относится множество различных направлений:
- Художественная самодеятельность.
- Интерактивные постановки.
- Костюмированные шествия.
- Батлечное искусство.
- Различные карнавалы.
- Кукольные представления.
Но все же, театр – это в первую очередь зрелище, перевоплощение, постановка. А цель – научить, вызывать эмоции, заставить смеяться.
Появление театра: начало начал
Самый первый театр появился еще в V веке до н.э. И он мало чем напоминал привычный нам мир искусства. Представления возникли в Древней Греции, именно тут образовались ряженые шествия, приуроченные к различным религиозным праздникам. Афинский театр восхвалял величие богов, рассказывал о различных святых и значимых событиях. Представление происходило на улице, стихийно, а зрителями были зеваки.
Но интерес к подобным развлечениям рос, и когда шествие стало собирать толпы народа, появилась первичная сцена. В те времена она была выполнена в виде деревянных помостов под открытым небом. Самые большие из них способны были вместить до 50 000 человек.
Параллельно со стихийными постановками активно развивались домашние представления. Семейный театр был прерогативой знатных и богатых домов. А участие в нем принимали все: учителя, дети, взрослые. Досуг считался признаком высокого интеллектуального развития, просвещенности и статусности семейства. Ну, а первый каменный театр появился только в IV до н.э.
Театральная «лихорадка» в мире
Бродячие труппы стали популярны не только в Греции, но и в других странах. Их появление вызывало ажиотаж и интерес не только у знати, но и у простого народа. При этом богатые семьи отдавали предпочтения религиозным тематикам, а вот простые люди полюбили кукольные постановки.
Очень быстро кочующий театр стал популярен во всем мире. В Италии с восторгом воспринимали Пульчинелла, во Франции – Полишинеля, венгры радовались Витязю Ласло, а русские – Петрушке. В те времена не было театров и даже помоста, представления проходили просто в тандеме с другими событиями: карнавал, ярмарка, праздник. Сюжетная линия была чистым экспромтом, актеры просто реагировали на запрос публики, смотрели на реакцию и вели себя в соответствии. Самое занимательное, что роль большинства актеров играли куклы. Иногда весь «театр» состоял из 1-2 актеров, а основные «действующие лица» были куклы.
Постепенно религиозная направленность отошла на второй план. Простые человеческие радости, увлечения и желания находили намного больше отклика в сердца публики. Все чаще представление высмеивало пороки человечества: злость, жадность, лень и скупость. Появились мини постановки с целью именно рассмешить зрителей, а также спектакли для детей, где в основе сюжета были предания и сказки. В пьесах постепенно помимо драмы, трагедии все чаще появлялся новый жанр – комедия. А в аристократическом обществе тяжелые религиозные представления сменились спектаклями на основании великих произведений.
Детский театр в России
Постановкой для детей в наше время не удивить. Для юных зрителей существует огромное количество спектаклей, которые создаются по мотивам популярных книг, сказок, былин, игр. Сами представления в детском театре крайне разнообразны:
- Интерактивные игры.
- Классические спектакли с актерами.
- Кукольные пьесы.
- Цирковые представления.
- Театр теней.
- Музыкальные шоу.
Но в древнем 1779-ом дела обстояли совершенно иначе…
Гениальный ученый Болотов А.Т. давно лелеял мечту о создании в России полноценного театра. К своим 40 годам он сумел научить россиян любить картофель и помидоры, написал несколько философских трудов, а в 41 – открыл детский театр. В роли артистов выступал его родной сын Павел, а также дети, которые жили на территории Богородицкого дворца.
Сейчас там располагается музей-заповедник, а 300 лет назад в Тульском дворце создавались первые детские представления. Большинство пьес Андрей Тимофеевич писал сам. Они были назидательными, сложными, совершенно не детскими. Ученому казалось, что в такой способ он обучает детей, готовит их к взрослой жизни. В пьесах показывалась борьба между добром и злом, поднимались вопросы морали, нравственности, чести, трудолюбия. Юные актеры не развлекались. Это был колоссальный ежедневный труд на уровне взрослого человека. Но именно театр Болотова стал первым в России детским театром. Именно там появились такие привычные всем атрибуты, как:
- Сцена.
- Зрительный зал.
- Поднимающийся занавес.
- Суфлерская будка.
- Декорации.
Болотов отлично рисовал и действительно был талантлив. В его театре он создал массу зрелищных декораций и продумал двойные кулисы, чтобы быстро менять декоративные элементы в пьесе. К сожалению, из-за активной подготовки, дети мало занимались и их успеваемость в школе ощутимо упала. Из-за этого на ученого начались нападки, и он был вынужден покинуть Россию. С его отъездом первый детский театр прекратил свое существование
Появление классического детского театра
Интеллигенция, близкая к миру искусства, долгое время обсуждала вопрос создания театра для юных зрителей. Но, к сожалению, дело долгое время оставалось только на уровне обсуждений и споров. Первый театр появился лишь в 1903 году в Нью-Йорке. Действующие роли там исполняли взрослые, преимущественно. А вот тематика пьес была детской.
Опыт американцев в России переняли только после революции. В 1918 году при помощи Лучанского А.В. организовали первый театр, репертуар которого был направлен на школьников. Спектакли и представления ставили по мотивам сказок, а также по советской литературе, классике. Очень важно было воспитывать в подрастающем поколении комсомольское мышление, патриотизм, мужество.
Современный театр для юного зрителя – это место, где правят бал интеллект, искусство, зрелище. Отошли в прошлое пионерский героизм, советское мышление. Репертуар ощутимо расширился, но главная идея Болотова А.Т сохранилась и в наши дни. Сквозь призму сказки и игры важно донести до юных зрителей понятие добра, жадности, зла, щедрости, трудолюбия, лени.

Театр для малышей
Для совсем маленьких зрителей также существуют представления. Спектакли создаются таким образом, чтобы учесть возрастную группу:
- Длительность не превышает 1 час.
- В процессе происходит частая смена действий.
- Используются элементы интерактивного шоу.
Главная особенность спектаклей для малышей – интерактивность представления. Дети становятся участниками мероприятия, а не просто зрителями. Их непосредственность, активность и любознательность находят в таком формате максимальное удовлетворение. Они могут помогать героям, давать советы, вызывать других персонажей, пугать и защищать. Эффект участия помогает удержать внимание малышей. Ведь им недостаточно просто наблюдать.
Современный театр дает возможность малышам окунуться в сказку, пережить незабываемые приключения, поиграть в игры и почувствовать себя частью этой команды. Но не так, как предлагал Болотов, а в игровой форме: весело и увлекательно.
Семейные интерактивные театры
Интерактивные спектакли стали настолько успешны, что появились варианты и для совсем крох в 1-2 года. В этом случае, в театрализованном действии участие принимают и родители, и бабушки с дедушками.
Содержание представлений рассчитано на возрастную группу. Оно краткое, легкое, яркое. В таких театрах нет зала и сцены, кулис и ровных рядов кресел. Малыши оказываются в самом центре событий, в волшебном мире сказки, где можно быть или сторонним наблюдателем, или активным участником.