6 советов, как ребенку привить любовь к чтению

Чтение – это полезное и увлекательное занятие, которое помогает в развитии памяти, речи и мышления.

Однако далеко не все малышам нравится чтение книг. Многие предпочитают им мультики или интерактивные игры, считая чтение слишком скучным и неинтересным занятием. Как переубедить их в этом и привить любовь к чтению – расскажем в нашей статье.

1. С какого возраста нужно начинать чтение книг

Чтение книг

По мнению психологов, начинать чтение книг нужно как можно раньше. Даже, если малыш, пока ещё, не понимает значения слов.

Чтение книг годовалому малышу можно превратить в своеобразный ритуал общения с родителями. Звучание голоса, читающей книгу мамы и ритмика её речи побуждают кроху к подражанию и имитации.

Согласно научным исследованиям, те дети, которым рано начали читать детские книги, раньше сверстников начинают говорить. Их речь более правильная и понятная, а словарный запас к 2 годам более внушительный. Ведь незнакомые слова всё равно накапливаются в памяти, формируя пассивный словарный запас, а со временем они получают привязку к действию, качеству или предмету.

Раннее чтение также способствует улучшению концентрации внимания малыша, что в разы повышает его способность к обучению.

Считается, что дети с привитой любовью к чтению, лучше учатся в школе и имеют разносторонние интересы. Им легко даются пересказы, словесные описания и грамматика.

А ещё, чтение развивает воображение. Очень скоро малыш начнёт узнавать сказочных героев и будет пытаться подражать им, озвучивать понравившиеся фразы и словечки из любимых книг. А, чуть позже, и самостоятельно разыгрывать сценки и играть в ролевые игры, с участием полюбившихся книжных персонажей.

Огромную роль в приобщении ребёнка к книгам играет правильный их выбор. Поговорим об этом в следующем подразделе.

2. Книги для разных возрастов

Книги для разных возрастов

Современный книжный рынок предлагает огромный выбор книг для каждого возраста, начиная с 3-го месяца жизни малыша.

Самым маленьким малышам достаточно будет коротких стихов и потешек. Причём, совсем не обязательно при этом усаживать малыша за книгу. Достаточно выучить их наизусть и рассказывать во время купания, кормления, прогулок или игр.

Примерно, в возрасте 9-10 месяцев, ребёнка начинают интересовать картинки в книгах. Годовалые дети могут подолгу рассматривать яркие картинки и переворачивать странички. Специально для этого возраста, выпускаются специальные картонные книги, которые трудно порвать или съесть.

Таким малышам можно приобрести:

  • мягкие книги для купания;
  • книги с выпуклыми деталями;
  • шелестящие книги;
  • музыкальные книги.

Эти изобретения предназначены не только для визуализации рисованных образов, но и для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью.

От коротеньких стишков и потешек можно переходить к сказкам, предназначенным для самых маленьких:

  • Колобок
  • Репка
  • Курочка Ряба
  • Рукавичка

Как только малыш научится говорить, он будет с удовольствием их пересказывать.

В возрасте от 1 до 3 лет на ура идут ритмичные сказки и стихи К.Чуковского, А. Барто, С. Маршака, А. Пушкина.

С 3 до 4 лет малышу по душе придутся старые добрые книги, в которых главными героями выступают Винни Пух, Белоснежка, Красная Шапочка, а также русские народные сказки и былины.

В 5 лет некоторые малыши уже сами читают отдельные слова и, даже, коротенькие двустишия.

Для того чтобы ребёнок не утратил интерес к чтению, в ход идут:

  • забавные и интересные рассказы о приключениях Незнайки Н.Носова;
  • известная на весь мир сказка А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
  • забавный сборник «Денискины рассказы, представляющие собой детскую классику советской эпохи;
  • всемирно признанные сказки Братьев Гримм и Г.Х.Андерсена.

В 6-7 лет ребёнок идёт в школу, и выбор литературы для чтения будет диктовать ему школьная программа. Однако, для расширения кругозора и разностороннего развития, рекомендуется практиковать и домашнее чтение.

Задачей родителей, в этом вопросе, будет заключаться в подборе интересных и захватывающих книг, которые ребёнок школьного возраста будет читать на одном дыхании. Это может быть и классика, и современная художественная литература.

И так, постепенно, по мере взросления, ребёнок перейдет на вполне взрослые романы, повести, новеллы и рассказы.

3. Как подать личный пример

Как привить любовь к чтению

Считается, что дети из семьи книгочеев и сами очень любят книги, поскольку любовь к чтению у них привита с самых ранних лет.

В этих семьях, обычно, богатая домашняя библиотека, периодически пополняемая новыми экземплярами. Или же, папа и мама являются постоянными клиентами городской библиотеки

И, если в семье, книгу предпочитают телевизору или компьютеру, велика вероятность появления в ней ещё одного книгочея, который, к школе, перечитает всю имеющуюся в доме детскую художественную литературу.

4. Что читать вместе с ребёнком

Что читать с ребенком

Этот подраздел будет касаться чтения уже подросших детей среднего и старшего школьного возраста.

В детском возрасте с выбором книг для совместного или самостоятельного чтения проблем, обычно, не возникает. Малыши с удовольствием слушают всемирно известные детские сказки, а потом, научившись читать, переживают вместе с Незнайкой его злоключения, отправляются в волшебный изумрудный город, путешествуют вместе с Алисой по стране Чудес.

Но, ребёнок растёт, и постепенно его начинает интересовать взрослая художественная литература.

Отличным вариантом будет чтение вместе с ребёнком одной и той же книги с последующим обсуждением её сюжета. Тематику лучше выбрать ту, которая, на данный момент, интересна ребёнку.

Это могут быть, к примеру, приключения, которыми зачитываются многие подростки. Повести и рассказы Ж. Верна, Ф.Купера или Дж. Лондона вполне подойдут для старшеклассника. Такие книги легко читаются, и после прочтения в них есть что обсудить.

5. Как избежать ошибок

Ошибки при чтении

Вопреки расхожему мнению, заставлять ребёнка читать нельзя, хотя это широко практикуется в авторитарных семьях.

Ему нужно именно привить любовь к чтению, заинтересовать сюжетом, помочь открыть потрясающий мир книг и все его положительные стороны. А добиться этого можно лишь правильным подбором литературы, начиная с раннего возраста.

Предложенная ребёнку книга, своим интересным сюжетом, должна манить его читать ещё и ещё, вызывая у него всё больший и больший интерес каждой прочитанной страницей.

Совсем не лишним будет просьба родителей пересказать прочитанное. Но делать это нужно не в форме экзамена, а высказывая свой неподдельный интерес к содержанию прочитанной ребёнком книги. Видя вашу заинтересованность, он, с удовольствием перескажет вам сюжет, который вы, потом, сможете обсудить вместе с ним.

6. Вознаграждение за чтение

Многие родители, задаются вопросом, а нужно ли как-то поощрять ребёнка за чтение.

Разумеется, в раннем возрасте вполне можно будет предложить за самостоятельное прочтение коротенького рассказа конфету или другую сладость. Но в более старшем возрасте, вознаграждением за чтение должна быть только новая книга.

Ведь читает их ребёнок не для вас, а для себя. И в качестве награды, он получает богатый словарный запас, разностороннее развитие и приличный багаж знаний, который будет им применён в дальнейшей взрослой жизни.

Поделиться с друзьями
МАУК ЭМДТеатр
Оцените автора
ЭМДТ | 🎭 Театр Айсина | Афиша театр Жуковский

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.