Рождение драматургии Островского

Одним из самых влиятельных драматургов российской сцены, безусловно, является писатель Островский. Александр Николаевич был настоящим мастером художественного слова. Его личность соединяла в себя неустанную литературную работу и общественную деятельность.

Творчество писателя

Творчество Островского связано в первую очередь с национальным драматическим театром. Автор знаменитых пьес «Доходное место», «Свои люди сочтемся», «Не все коту масленица», сочинений «Гроза» и «Бесприданница», ставшими хрестоматийными, оставался популярным в России в течение нескольких поколений зрителей и читателей.

Драматургия Александра Островского
Пьеса А.Н. Островского “Не все коту масленица”

Писатель, идеально владевший русским языком у себя в кабинете, за кулисами превращался в самого влиятельного драматурга театрального мира. Он позитивно воздействовал на развитие театра в стране и на духовное состояние нации в целом.

  1. В первую очередь этот человек умел организовать сложные процессы, запустить реформы.
  2. Во вторую очередь, он был талантливым педагогом, как для актеров, так и других работников сцены.

Создатель оригинальных рассказов и пьес был также филигранным переводчиком. Большую часть своей деятельности Островский переводил классическую мировую литературу.

Творчество А. Н. Островского не было бы столь успешным, если бы автор не умел так виртуозно налаживать отношения с нужными людьми. Его доброжелательность, глубокие знания теории театра и эстрадной практики, эрудированность в области мировой драмы – сделали Александра бриллиантом отечественной драматургии.

Представление о другом Островском помогают составить его личные записи, дневники, сохранившиеся докладные записки и публичные речи. Это свидетельства гениальности писателя, который сумел поднять национальный театр на новый уровень. Драматург адаптировал пьесу к многофункциональной России своей эпохи. Кроме того, он сумел остаться востребованным в последующие семьдесят лет советской власти.

Темы творчества Островского самые разнообразные. Изначально автор пробовал себя в нескольких жанрах. В 1851 году он выступил критиком, проанализировав повести Евгения Тура и Алексей Писемского.

Эти работы остались незамеченными. Островский двигается дальше, занимается прозаической литературой. В это же время из-под его пера выходят «Записки замоскворецкого жителя», стилизованные в духе «натуральной школы». Это новый взгляд на мир, свежий материал, прекрасный юмор и мастерство художественного слова. Позднее Добролюбов назовет Островского «Колумбом Замоскворечья».

Всего одним прозаическим штрихом Островский умел выделить сущность личности персонажа. Тоже он демонстрировал и в своих критических статьях, однако для анализа творчества других авторов этого мало. Мастерство критика заключается в умении трансформировать один язык в другой, переводя с образного языка на значение логики и нравственности, связывать воедино социальные и исторически явления, осознавать внутренние волнения романтика, поэта, очеркиста.

Гениальные критики России – это Белинский, Майков, Григорьев, Добролюбов, Чернышевский. Именно их очерки и критические статьи помогали читателю или зрителю заглянуть в зазеркалье произведение, вскрыть сложный внутренний смысл, выявить сложнейшие человеческие конфликты, заложенные автором.

Николай Гаврилович Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский

Но творчество Островского-критика не оставили после себя таких колких и метких фраз. Все его существо стремилось скорее к созиданию своего мира, а вовсе не расчленению уже созданных работ. Островский синтезирует свои гениальные тексты, чеканит четкие образы, которые рождаются из увиденного вокруг колорита. Окружающая действительность просилась наружу в виде строк, мизансцен, сценических действий.

Критика Александра Николаевича особенная, она слишком тесно переплетается с повествованием автора и превращается из очерка в рассказ. Он часто наполнял заметки очень большими выдержками из текста. А когда он пытался сделать идейно-эстетические обобщения, то мысли становились как две капли воды похожи на высказывания Белинского и Чернышевского.

Такой была его публичная речь «Застольное слово о Пушкине». Тут автор высказывает свои собственные точки зрения, соединив их с более весомыми критиками того времени. Он верно подмечает, что сила поэта суметь сказать каждому что-то свое. Он резко высказывается о пользе искусства, которое должно учить и просвещать, духовно облагораживать человека, возвышать его над суетой. Именно этой точки зрения он и придерживался всю жизнь, добиваясь все большего мастерства.

Гражданский пафос, оценки общества и постоянные рекомендации о реконструкции строя в произведениях русского драматурга – все это особенности творчества Островского. Свой стиль он сформировал еще в 50х годах, и сохранил на всю жизнь.

Очень важна документальная проза автора. Она поможет изучить тот материал, который не вошел в сценарии и пьесы, но тем ни менее представляет собой творческое наследие.

Служебные заметки имели для мастера промежуточное значение, помогли убедиться в собственных силах драматурга. Либо для себя, либо для начальства, либо для слушателя и друзей из числа актеров. Все, что он писал и документировал, является областью исследования.

Дневник из театральной жизни российского театра XIX века – вот что оставил в своих записках Александр Николаевич Островский. Актуальность мотивов, выбранных автором, сохранилась и по сей день.

Во всех выступления, в дневниках, на застольях Островский был одержим нуждами русского театра. Его документы были своего рода конспектом, позволяющим охватывать все сиюминутные потребности закулисного мира. Островский, словно искусный кулинар, сделал слоеный пирог из записей, перемешав личные и общественные домыслы. Он анализировал служебные проблемы, социально-исторические обстоятельства, факты настоящего страны, искал пути развития театра в многофункциональной культуре отечества.

Островский в кругу актеров
Островский в кругу актеров

Александр Николаевич Островский умел так упаковать свою пьесу, что интерес публики к ней не угасал на протяжении десятилетий. Его работы помогают нам лучше увидеть недоумения и недоразумения в обществе и сегодня. Сюжеты автора удивительным образом перекликаются с острыми вопросами настоящего.

Дело в том, что наш герой был не только прекрасным драматургом, но еще и незаурядным философом. Своими размышлениями он подталкивает читателя к истине, высветляя ее на фоне заблуждений и иллюзий.

Темы пьес обучают высоко-эстетическому чувствованию, вовлекают в нравственное сопереживание. Дневники, заметки втягивают в размышления, доводят до самой сути, корня социальной проблемы. После приобщения к наследию художника слова каждый начинает понимать и себя вернее, глубже, тоньше. Для смутных чувств находится верное слово, для внутреннего конфликта — подобающий образ, который помогает посмотреть на ситуацию иначе. Именно подача сложного содержания в простой форме характеризует творчество Островского.

«Гроза» как пьеса-поединок

В 1959 году автор путешествует по Волге и ее истокам. Он впечатляется народным бытом и всем увиденным настолько, что решает создать пьесу. И вот в этом же году «Гроза» готова, а в следующем уже печатается в журнале. Островский использует вымышленный город, где он сумел соединить все основные приметы поволжских городков.

Если описывать творчество Островского кратко, то достаточно упомянуть только это произведение, чтобы составить представление о мастерстве драматурга.

Из обычной житейской ситуации, когда девушка выходит замуж не по любви автор делает настоящую трагедию, где в конце героиня кончает жизнь самоубийством. При этом в центре сюжета не только вереница событий, удачно вписанных в контекст глубинки России, а утонченная душа Катерины.

Окружение вызывает в ней отвращение, тоску. Она ощущает себя угнетенной, подчиненной. Драматург удивительно точно подчеркивает личностные черты женщины, будто он умеет перевоплотиться в героиню сам. «Гроза» – это образ устрашающего разрешение борьбы туч и непогоды на небе. О том, воссияет ли в темном королевстве радуга после поединка, Островским ничего не сказано.

Гроза - Катерина

Пьеса впервые выходит в «Вестнике Европы», а вскоре на поэтическую работу еще одним гениальным современником Чайковским ставится опера. Действие происходит в полумифическом племени берендеев, времен Киевской Руси.

«Снегурочка» особенное произведение в творчестве драматурга. Это легкая, удивительная сказка, где показан красивый мир природы, молодости, любви в отличие от грусти и тоска описываемого в «Грозе».

Сказки, песни, предания, легенды сумел соединить в единую канву Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» – это трогательная история человеческих отношений, лишенных фантастической окраски.

Снегурочка Островский

Островский не мог забыть про социальные проблемы и нарисовал в обществе царя Берендея свой идеал строя. Люди живут тут по закону любви, совести и чести, много внимания обращают природной красоте. Ценится и молодость, и яркость цветов и девичья привлекательность.

Певец любви по имени Лель – один из самых популярных жителей страны. Он горячий и пылкий. Царь же олицетворяет мудрость, опытность и спокойствие. Его волнуют гармония души и сердца, однако, вопросы денег и власти у него уже давно позади. Это образ доброго и честного правителя, который согревает душу читателя, заставляет подумать о своих собственных ценностях и стремлениях.

Сказка интересно читается в любом возрасте. Чтобы быть счастливым следуй закону любви.

Среди берендейцев немыслимым считается причинить боль своему близкому. Осуждается измена Мизгиря Купаве. Это делает отношения более сложными, вносит в них обиду. И вот царь изгоняет виновного с глаз долой. В этом поступке нет мести или крови, забвение порой гуманнее и чище. Такое чистое и открытое воображение у автора, способного создать образ прекрасного мира, в который хочется поверить всем сердцем.

А вот главная героиня напротив довольно противоречива. Ведь и ее характер включает в себя частички ее родителей: Мороза и Весны. Суровость от отца, а доброта и красота от матери. Словно противоречивый человек-невротик в обычном обществе, Снегурочка вынуждено живет в одиночестве, запертая угрюмым отцом в волшебном тереме. И при этом она все же очень хочет увидеть настоящую человеческую жизнь. Ради этого она даже выпрашивает у матери жар для души и начинает после этого чувствовать мир совсем иначе. Именно холодность сердца красавицы мешала ей обрести счастье любви.

Характер героини восхищает своим умением ценить прекрасное в людях. Она целенаправленно входит в мир людей, меняя себя, отбрасывая старые верования и открывая в себе истинно человеческое лицо. Ее жизнь и смерть очень трогают читателя.

Снегурочка – это олицетворенный облик автора, в этом образе и жизнь, и творчество драматурга. Он создал целую плеяду новых героев, отразил коллизии современного общества, обогатил жанровую палитру театра. Им написаны комедии, психологические драмы, социально-бытовые пьесы, исторические драмы в разные этапы творчества. Островского называют реформатором национального театра.

Этапы творчества Островского делятся на ранний, славянофильский, предреформенный.

  1. Ранний этап характеризуется поиском себя в прозаической литературе. В это время он создает комедии.
  2. В славянофильский этап Александр Николаевич Островский сближается в журналом «Москвитянин». Он начинает идеализировать патриархальность и создает несколько пьес. Самая знаменитая – это «Бедность не порок».
  3. Далее автор становится сторонником демократии и начинает критиковать патриархальное общество. На этом этапе увидели свет «Доходное место» и знаменитая «Гроза», которые тоже создал Александр Николаевич Островский.

Интересные факты о жизни и творчестве драматурга

Будущий реформатор родился в последний день марта 1823 года. Его дед был священником и приехал из провинциальной Костромы. Мать умерла, когда ребенку было 7 лет, оставив четырех детей сиротами.

Когда Саше было 16 лет его отец получил потомственный чин дворянина.

Вся семья жила в достатке. Очень много внимания Николай Федорович уделял образованию детей. Мачеха Саши очень заботилась о детях, продолжала традиции обучения, начатые при матери. Все это сформировало особенности творчества Островского, где отношениям людей в семье и обществе играют главную роль.

Все свое детство будущий писатель провел в доме, который располагался на улице Ордынка. Это послужило канвой для «Записок замоскворецкого жителя».

У отца была обширная библиотека, откуда ребенок черпал первые идеи для будущей карьеры. Родители хотели, чтобы Александр стал юристом, но юношу выгнали из университета из-за скандала с преподавателем. Первой работой гения драмы была служба писчим в суде, где он получал 4 рубля в месяц. Этот опыт вошел в его первую знаменитую комедию.

Островского обвинили в плагиате. Поводом послужил неудачный дуэт соавторства с Дмитрием Горевым. За первую пьесу «Банкрот», получил одобрения от Николая Гоголя и Ивана Гончарова. Эта комедия была запрешена к постановке, а Островского уволили и посадили под надзор полиции. Такова была реакция императора на пьесу, где обличаются купеческие взгляды на жизнь.

Позднее к автору приходит успех. Начиная с 1853 года его пьесы не сходят со сцены в течение 30 лет, позволив воплотить в жизнь письменное творчество Островского. Кратко, но емко можно охарактеризовать сотрудничество Александра Николаевича с журналом «Современник», назвав Островского звездой издания.

В 1863 году Островскому была присуждена Уваровская премия. Он был избран корреспондентом Петербургской Академии наук.

Островский создал свой собственный Артистический кружок, из которого вышла целая плеяда новых талантливых работников театров.

Он тесно общался с Гончаровым, Григоровичем, Тургеневым, Пимемским, Достоевским, Турчаниновым, Содокским, Косицкиой-Никулиной, Салтыковом-Щедриным, Львом Толстым, Чайковским, Ермолавой, Федотовым.

«Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого», – так ответила актриса Косицкая на внимание Александра Николаевича. Несмотря на то, что у него была семья, он был страстным поклонником ее красоты.

Именно реформатор национального театра занимал самую высокопоставленную должность – заведующего императорским театром Москвы.

Автор был председателем Общества оперных композиторов и драматических писателей.

Возможность преобразовывать отечественный театр Александр Николаевич получил, когда начал работать в дирекции Императорского театра. Большое внимание уделял качеству жизни актеров и положению их в обществе.

В конце жизни творчество Островского было больше связано с обучением студентов. Маэстро руководит театральным училищем и заведует репертуарной программой московских театров. Это колоссальная власть, поскольку через призму восприятия проходит все российское театральное творчество.

Александра Островского удостоили императорской пенсии, но при этом автор испытывал денежные проблемы до конца жизни. После его смерти его вдове и детям были назначены государственные пенсии и стипендии.

Островский очень много работал и не умел восстанавливать свое здоровье, умер он в возрасте 62 лет в Щелково, Костромского уезда.

После смерти автора в Москве была организована читальня, деятельность которой освящала жизнь и творчество Островского.

Биография Островского

Поделиться с друзьями
МАУК ЭМДТеатр
Оцените автора
ЭМДТ | 🎭 Театр Айсина | Афиша театр Жуковский

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.