За кулисами сцены, или как работает театр

Театр – это уникальное место, где работает большая команда людей, которым предоставлены условия и возможность поставить спектакль.

Что будет играться в том или ином театре, решает художественный руководитель, который предлагает пьесы для постановки режиссерам. В ходе беседы режиссер также предлагает других создателей спектакля – сценографа, художника по костюмам, автора музыки.

Подбираются и актеры для спектакля, чаще всего из числа работающих в данном театре. Иногда в постановке участвуют и приглашенные актеры.

Испытания, которые проходит спектакль, прежде чем выйдет на сцену

В среднем репетиции новой премьеры длятся два-три месяца.

  • Вначале собирается так называемый “стол” с участием актеров, создателей шоу и режиссера. Актеры читают текст вслух. Режиссер разъясняет артистам основные положения интерпретации. Затем репетиции переходят в репетиционный зал, где выстраиваются отношения между персонажами и сценическими ситуациями.
  • Когда идут репетиции очередной премьеры, в мастерских театра шьют костюмы и готовят сценографию. В большинстве театров имеется несколько театральных мастерских – модельная, слесарная, столярная, малярная, обивочная, пошивочная, сапожная. В них театральные мастера изготавливают необходимые для спектакля вещи – костюмы, сценографию, реквизит.
  • Когда портные шьют костюмы, нанятый для спектакля режиссер по свету придумывает, в соответствии с видением режиссера, как должны быть освещены отдельные сцены готовящегося спектакля. Директор по свету вместе со светотехниками программирует интенсивность и цвет света, а также настройку отдельных прожекторов.
  • В свою очередь, за это время композитор сочиняет музыку к спектаклю, вместе со звукооператорами определяет, в какой сцене спектакля она должна появиться.
  • За месяц до премьеры, репетиции переносятся на сцену и обычно проходят в декорациях того спектакля, который разыгрывается на сцене. Артисты на таких репетициях в частной одежде. За несколько недель до премьеры проходят репетиции костюмов и сценографии премьеры. Параллельно проводится ряд технических репетиций (настройка света, смена декораций во время выступления, запись музыки).

Премьере предшествуют три генеральные репетиции, часто с участием зрителей. Во время них режиссер, наблюдающий за репетицией, имеет право остановить спектакль и дать указания актерам. После генеральной репетиции артисты никогда не выходят на поклон.

Премьера – праздник в театре. Это шоу только по приглашению. На премьеру приглашаются знакомые актеров, семьи создателей спектакля, друзья театра и театральные критики.

После спектакля проходит банкет, во время которого режиссер и директор благодарят актеров и создателей премьеры. Во время банкета с бокалом вина и вкусной едой можно лично поздравить артистов или обменяться впечатлениями от увиденного спектакля.

После премьеры спектакль входит в репертуар театра и играется несколько раз в месяц.

Иногда спектакль разыгрывается два раза в месяц, а иногда даже десять раз. Сколько раз будет сыгран тот или иной спектакль, зависит от посещаемости и наличия актеров, которые помимо работы в театре снимаются в фильмах, сериалах, рекламе, работают на радио.

В среднем одно произведение проигрывается в театре около 100 раз. Но бывают спектакли, которые настолько популярны, что достигают игры на сцене 300-400 раз.

Каждому возобновлению спектакля предшествует репетиция. Например, если спектакль назначен на вторник, среду и пятницу, то во вторник утром актеры встречаются и повторяют весь спектакль, чаще всего в личной одежде, для запоминания текста и сценических ситуаций. Для техников это возможность проверить, например, правильность настройки прожекторов.

Во время каждого спектакля за кулисами находится суфлер, который с копией пьесы следит за действием на сцене и подсказывает актерам текст, когда они его забывают.

Постановщик, который сидит за кулисами театра, наблюдает за спектаклем. Он человек, который знает все о данном шоу. Перед ним копия спектакля с отмеченными изменениями освещения, декораций, рабочего стола с кнопками и видом на сцену и зрителей.

Перед спектаклем режиссёр проверяет, все ли актёры, играющие спектакль, в данный момент присутствуют. Во время спектакля режиссер вызывает актеров на сцену по переговорному устройству, дает сигнал инженерам сцены сменить декорации, а звукорежиссерам включить музыку.

За правильным ходом спектакля с организационной стороны следит режиссер-постановщик. После спектакля он готовит отчет о спектакле.

Театральные люди

В театре также работают инженеры-постановщики, которые утром или ночью собирают и разбирают сценографию на заданный спектакль, хранящуюся на складе декораций.

Сценическая механика работает и во время спектакля, меняя элементы сценографии. Затем элементы декора, ожидающие своей сценической очереди, складываются в сценический карман. Это комнаты справа и слева от сцены.

Во время спектакля также есть бутафоры, которые готовят реквизит для сцены (например, чашку чая, гитару, шляпу или револьвер), и костюмеры, которые помогают актерам одеться во время подготовки к спектаклям.

Костюмеры готовят костюмы перед выступлением, делают мелкий ремонт, стирают и гладят.

В театре также работает специалист-импресарио, который организует театральные поездки со спектаклями.

Чрезвычайно важным лицом в театре является художественный руководитель, который синхронизирует работу в театре, координируя всю деятельность, связанную с выполнением репетиций и спектаклей с точки зрения логистики.

  • Художественный руководитель составляет репертуар на весь месяц, договариваясь с артистами, когда они могут играть.
  • Устанавливает расписание репетиций, графики монтажа и демонтажа сценографии.
  • Именно художественный руководитель решает, какой постановщик и суфлер будут обслуживать спектакль.
  • Он заключает контракты с артистами и сотрудничает с техническим отделом театра.

Литературный отдел готовит театральные программы, театральные публикации и копии пьес.

Актуальный репертуар театра продвигает отдел маркетинга и продвижения, который отвечает за контакты со СМИ, организует пресс-конференции, интервью с актерами и сотрудничает с рекламными агентствами.

Не может театр работать и без административного отдела. В административном отделе работают бухгалтеры, специалисты по кадрам, специалисты по охране труда и технике безопасности, водители, уборщики, кассиры, швейцары и команда обслуживания зрителей.

Количество и круг людей, работающих в театре, зависит от его размера и типа. Но какого бы масштаба ни был театр или постановка, для этого всегда требуется команда людей.

Требуется работа множества различных специалистов, чтобы выполнить все необходимые задачи, прежде чем актеры смогут ступить на сцену.

Как видите, для создание театрального спектакля необходимо многим и много потрудиться, прежде чем зритель увидит его на сцене.

Поделиться с друзьями
МАУК ЭМДТеатр
Оцените автора
ЭМДТ | 🎭 Театр Айсина | Афиша театр Жуковский

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.