Совокупность правил поведения, которые характерны для театрального этикета, очень похожи на особенности поведения во время официальных приемов. Возможно, дело в богатом историческом прошлом, а, быть может, это способ выразить почтение таланту артистов. Так или иначе, с 534 г. до н. э и по настоящий момент, существуют правила, которые рекомендуется соблюдать каждому, кто приходит на спектакль.
Подготовка
- Одежда. Вечернее платье и смокинг перестали быть обязательным дресс-кодом для визитов на представление. Театр XXI более либерален к стилю одежды, но и кежуал тут неприемлем. Оптимальный вариант – коктейльные платья, аксессуары, соответствующий макияж. Мужчинам лучше отдать предпочтения классике: светлая рубашка или футболка-поло, галстук, темный костюм или брюки.
- Самочувствие. Если вы простудились и чувствуете недомогание, то лучше отказаться от похода в театр, даже если билеты были куплены очень заблаговременно. Кашель и чихание крайне мешают зрителям и, особенно, артистам. Кроме того, тесный контакт в закрытом помещении способствует распространению инфекции.
- Парфюм. Использовать туалетную воду пред походом на мероприятие вполне допустимо. Но нужно помнить, что духи наносятся за несколько часов до спектакля. В зале ароматы смешиваются, а высокая концентрация запаха способна вызывать головокружение и аллергию.
Перед спектаклем
- Гендерные роли. Купить билеты или предложить визит на спектакль, по правилам хорошего тона, допустимо и мужчине, и женщине. Однако, при входе в театр мужчина обязан пропустить спутницу вперед и именно он подает билеты контролеру.
- Время визита. По правилам театрального этикета необходимо прийти и занять свои места заблаговременно. У вас должно быть в запасе 15-20 минут до начала представления. Это позволит сдать неспешно одежду, освежить внешний вид, а также изучить программку.
- Гардероб. Верхнюю одежду нужно непременно сдать. Причем, сначала мужчина помогает раздеться женщине и только после этого сдает свою куртку или пальто. Номерки остаются у него, их нужно спрятать.
- Перед залом. Обычно в театре довольно много зеркал в фойе и холе. Но приводить себя в порядок и задерживаться рядом с ними – моветон. Для этих целей стоит посетить уборную.
- Когда проходить в зал. Следует занять места до наступления 3-го звонка. Если места с краю, то можно немного задержаться, чтобы не нужно было постоянно подниматься и пропускать тех, кто пришел позже вас. А если расположение в центре, то лучше побеспокоиться о том, чтобы занять свои места до того, как придет большинство зрителей.
- Поиск места в зале. Сначала входит мужчина, он ищет места, что указаны у него в билетах. Женщина следует за ним. В некоторых театрах есть служащий, который поможет. Проходить необходимо лицом к сидящим, а за беспокойство извиниться. В зависимости от конструкции, ряды могут быть узкими, тогда гости должны встать, чтобы пропустить идущих. Достигнув своих мест, мужчина ожидает, когда присядет спутница и только потом занимает свое место.
- Соответствие мест. Обязательно занимайте только свои места, так как, в противном случае, вас будут пересаживать. Если же кто-то занял ваши, спокойно сравните билеты и укажите на ошибку. При возникновении форс-мажорной ситуации – на одно место выдали 2 билета, обратитесь к администрации, решение недоразумений – их зона ответственности.
Во время представления
- Опоздания. Согласно театральному этикету входить в зал, где уже выключили свет, можно лишь в ложу. Если места в общий зал, то распределитель имеет право запретить вход до антракта. Если же зайти разрешили, то не нужно искать свои места по всему залу. Следует до антракта занять ближайшие свободные, а позже пересесть.
- Соблюдение тишины. Одно из главных правил поведения – тишина. Не обсуждайте пьесу, не возмущайтесь громко, отключите телефон и другие гаджеты. Если остро нужно сделать замечание – делайте это шепотом.
- Расположение в кресле. Неприлично обниматься, класть голову на плечо, а руки – на оба подлокотника. Также не рекомендуется упираться ногами в соседнее кресло и широко их расставлять. Это может доставить дискомфорт соседям.
- Использование аксессуаров. Помните: театральный бинокль нужен, чтобы рассмотреть действие на сцене, а не вглядываться в людей. А программа спектакля нужна для знакомства с пьесой и составом актеров, даже если в зале душно, использовать ее в качестве веера – признак дурного тона.
- Еда и питье. Это не кинотеатр. Во время спектакля строго запрещен прием пищи, а также шуршание пакетами, сумками, распитие напитков и постукивание ногами. Старайтесь не создавать шума по возможности.
- Антракт. Перерыв – время пообщаться, сходить в буфет, уборную или выйти в фойе. В ситуации, когда женщина предпочитает остаться в зале, то и мужчина остается рядом. Когда ему необходимо выйти, то он приносит свои извинения даме.
- Выход из зала во время действия. Один из самых ярких признаков низкой культуры – ходить по залу. Покидать свое место можно в экстренной ситуации. Если нужно уйти, то дождитесь антракта.
- Эмоции и чувства. Во время просмотра следует избегать бурного выражения своих чувств: бурное проявление удовлетворения, откровенная скука и даже сон недопустимы. Если хотите проявить восторг, то дождитесь окончания спектакля, чтобы не сбивать актеров. Но помните, в театре не допустим свист, топанье ногами, улюлюканье.
Заключение
- Цветы актерам. Если хочется вручить цветы или подарок любимому артисту, то сделать это нужно не выходя на сцену. Лучшее время – финальные поклоны, когда актерский состав выстраивается в авансцене. У вас будет возможность вручить букет, находясь в проходе.
- Финал. Уходите после того, как опустится занавес, так как после представления артисты выйдут на поклон. Если вы знаете, что уйти нужно как можно быстрее, то последний акт смотрят на балконе, чтобы никому своим уходом не мешать. В гардеробе также стоит вести себя без суеты. Не толкаться, сначала мужчина подает верхнюю одежду даме, только затем одевается сам.
Эти правила – дань уважения к искусству. Они сформировались за долгую историю существования театра и не меняются веками.