Все мы прекрасно знаем трех прославленных русских богатырей. Конечно же, речь идет об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алеше Поповиче.
Нам известно, что они постоянно совершают подвиги и обеспечивают родине защиту от врагов. В них воплощены лучшие качества русского человека – сила, ум и смекалка. Правда, все это мы знаем скорее из современной массовой культуры, чем из древнерусского фольклора.
На самом же деле в былинах и сказаниях эти герои предстают не совсем такими, какими их рисуют сегодня. Эти персонажи гораздо более сложные и глубокие, они соединили в себе черты как мифологических персонажей, так и вполне реальных личностей.
Кем же на самом деле были три богатыря?
Кто такие русские богатыри
Рассматриваемая троица далеко не единственные богатыри русского фольклора. В народном творчестве было несколько десятков таких персонажей.
Среди них были и мифические существа, олицетворявшие могучие природные стихии, и люди, наделенные особыми силами. Были даже женщины-богатыри – их называли «поляницами», поскольку они ездили по полям и сражались с воинами.
Образ богатырей возник не на пустом месте. Элитной частью древнерусского войска составляли воины, отличавшиеся силой и отвагой. Таких воинов называли витязями. Они и стали прообразами былинных богатырей.
Но, хоть богатырей в фольклоре было много, все же самыми популярными и любимыми в народе были трое. Часто их даже изображали вместе.
В этой троице наилучшим образом закрепилось представление народа о том, каким должен быть человек: одновременно сильным и умным, веселым и сдержанным, безжалостным и добрым, смелым и осторожным. Эти качества в разной степени отражены в характерах всех трех богатырей.
Но главное, что их объединяет – патриотизм. Три богатыря неустанно оберегают родные земли от всевозможных врагов и несут службу «на заставе богатырской», то есть охраняют границы Руси. Для них нет более важного предназначения, чем служение Родине – не князьям и воеводам, а Родине.
Однако им свойственно и весьма неблаговидное поведение. Их нельзя считать идеалами нравственности, достойными ореола святости – богатыри предстают обычными живыми людьми со своими слабостями и недостатками. В нужный момент они усмиряют страсти, исправляются, и этим подают народу пример.
Почему же их именно трое?
Число «три» издавна считалось особым, наделенным магическими силами и олицетворяющим вселенскую гармонию. Поэтому сама тройственность богатырей является источником их сакральной силы.
В трех богатырях также отразились представления наших далеких предков о неподвластных и разрушительных силах природы. Образ трех богатырей перекликается с образом более древней сказочной троицы – Горыни, Дубыни и Усыни. Это были богатыри-великаны, наделенные нечеловеческой силой и повелевающие огнем, землей и водой.
С другой стороны, известно, что у трех богатырей были исторические прототипы. Так миф тесно смешался реальностью.
Илья Муромец – силач и мудрец
Илья Муромец – главный русский богатырь, самый сильный и мудрый, настоящий лидер.
Считается, что он рожден крестьянами в деревне Карачарово, рядом с Муромом (Владимирская область). Впрочем, в некоторых былинах его называют Муравленином, что может указывать на иное место рождения – село Моровийск (Моровск) Черниговской области Украины.
Примерно до 30 лет Илья Муромец был парализован. Но однажды к нему в дом пришли странники и чудесным образом исцелили его, наделив при этом огромной силой. Это перекликается с биографией тезки богатыря – Илии Пророка, которого сопоставляли с языческим Перуном.
В народе этих трех персонажей часто не отделяли друг от друга, и это раскрывает еще одно важное качество Ильи Муромца – суровость и справедливость. Как бог-громовержец карает непослушных молниями, так и богатырь своей силой наводит порядок вокруг.
Получив такой дар, Илья пообещал использовать его на благо Руси. Он отправляется на службу к киевскому князю Владимиру, а по дороге совершает первые подвиги: побеждает Соловья-разбойника, который терроризировал округу, поражая путников своим страшным свистом.
Далее Илья участвует во всех важных битвах русских войск с иноземными захватчиками – татарами, половцами, хазарами. Он побеждает Калин-царя, Идолище поганое, Жидовина – мифических персонажей, олицетворяющих темную враждебную силу.
Хоть Илья Муромец и считается олицетворением физической мощи, он также необычайно мудр: сам князь прислушивается к его советам.
Богатырь активно участвует и в любовных приключениях, причем носят они весьма фривольный характер. Так, он вступает в связь с женой другого богатыря – могучего Святогора, а также имеет любовницу Златыгорку, которая рожает ему внебрачного сына.
В конце жизненного пути богатырь, по одной версии, уходит в монастырь, по другой – превращается в камень.
Первый вариант перекликается с биографией человека, который считается возможным прототипом богатыря – преподобного Илии Печерского, инока Киево-Печерской лавры. В конце 80 гг. была проведена экспертиза мощей этого святого. Было установлено, что Илия Печерский был высоким и сильным человеком, который в юности перенес паралич конечностей, прямо как былинный Илья.
Добрыня Никитич – добряк и дипломат
Это второй по популярности и силе богатырь, о котором повествует народный эпос. У него знатное происхождение, он родился в семье воеводы в столице древлян Искоростени (которую позже сожгла княгиня Ольга) или в Рязани.
О высоком происхождении богатыря говорит хотя бы то, что в былинах он предстает не только невероятно сильным, но также образованным, воспитанным и вежливым. Он знает правила этикета, разговаривает на 12 языках и даже по-птичьи, он искусный певец и музыкант.
В имени богатыря скрыто другое его важное качество – доброта. Его отличает «мягкосердие богатырское», он защищает всех униженных и несчастных.
Добрыню часто изображали богатырем, находящимся под опекой Владимира. Так, Добрыня активно укреплял власть Владимира, собирал дань и участвовал в крещении государства, уговаривая народ принять новую веру. Богатырь вместе с войском отражал нападения всех главных внешних врагов Руси.
Но, пожалуй, самый главный его подвиг – победа над Змеем Горынычем, в котором соединились образы неуправляемой огненной стихии и несметных полчищ татаро-монгольских и других степных кочевников. Это роднит Добрыню с христианским святым Георгием Победоносцем, тоже змееборцем.
В его богатырской жизни нашлось место и любовным приключениям: Добрыня женился на полянице Настасье, дочери богатыря Микулы Селяниновича.
Однажды он отлучился «ненадолго» по делам (на 12 лет), а когда вернулся, обнаружил, что его благоверная собралась замуж за Алешу Поповича. Хитрый Алеша солгал Настасье о смерти Добрыни. К счастью, супруг вернулся вовремя и сорвал свадьбу, а поссорившихся богатырей позже примирил Илья Муромец.
В богатыре Добрыне отразились черты реального исторического лица – воеводы князя Владимира, который был ему родным дядей. Его тоже звали Добрыней. Он всюду сопровождал племянника, всячески ему помогал, участвовал в крещении Руси. Только отчество у него было другое, очень даже голливудское – Малкович (то есть сын Малка).
Родом настоящий Добрыня был из села Низкиничи – со временем в сказаниях это название могло трансформироваться в «Никитич».
Алеша Попович – хитрец и весельчак
Младший из троицы былинных богатырей, Алеша Попович, является наиболее сложным и противоречивым персонажем. В отличие от своих собратьев, он не обладает выдающимися физическими данными. Его сила в другом – в смелости, уме, хитрости, смекалке и удали молодецкой.
Однако вместе с этим Алеша Попович отличается не самыми добродетельными качествами: он горделив, хвастлив, груб и дерзок, любит затевать драки и участвовать в авантюрах. Он насмехается над окружающими, даже если они – сильные мира сего, его шутки часто бывают злыми и коварными. Из-за всего этого его считают не самым надежным и с важными заданиями не посылают.
И это при том, что Алеша Попович родился в семье священника – попа Леонтия (предположительно где-то под Ростовом). Такая двойственность характера персонажа связана с отношением народа к духовенству.
Поначалу, когда оно было близко к простым людям, Алеша Попович был воплощением истинно народных качеств – азарта, смекалки, юмора. Но чем более привилегированным, элитарным сословием становилось духовенство, тем более негативные черты приобретал его представитель в когорте богатырей.
Алеша Попович также изображается падким до слабого пола, за что его называют «женским пересмешником». Он даже готов обмануть своего названого брата Добрыню и пытается жениться на его жене.
Также он навещает Алену, с виду недоступную сестру братьев Петровичей-Збродовичей, а затем им же об этом хвастается. Они грозятся убить сестрицу, но Алеша Попович в последний момент спасает положение и женится на той, которую соблазнил. Впрочем, по другой версии, они все же убивают Алену, а вместе с ней и Алешу.
Но и подвиги на его счету есть, и главным можно считать победу над Змеем Тугарином – еще одним мифическим персонажем, который были олицетворением враждебной кочевой силы. Причем Алеша побеждает врага хитростью: притворяется тугим на ухо.
У этого персонажа тоже есть исторический прототип. Речь идет о ростовском боярине Александре (Олеше) Поповиче.
Заключение
В заключение, стоит отметить, что героические русские богатыри неразрывно связаны с историей и мифологией России. Каждый из них обладает своими уникальными качествами, которые позволяют им справляться с трудностями и побеждать врагов.
- Илья Муромец был известен своей непревзойденной силой и доблестью. Благодаря его подвигам, он стал символом русского героизма и преодоления трудностей.
- Добрыня Никитич, справедливый и мудрый богатырь, выделялся своей уверенностью в праведности и справедливости.
- Алёша Попович, напротив, был известен своим храбрым и бесстрашным характером, который сопровождался его юмором и находчивостью.
Их легендарные подвиги и эпические битвы считаются источниками вдохновения для многих поколений. Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – неотъемлемая часть народных сказаний и русского фольклора.
Истории этих героев продолжают вдохновлять и учить нас верности, доблести и справедливости. Они напоминают о важности постоянного развития и самоусовершенствования, понимания и сохранения богатого наследия русской культуры.