Накануне наступления немецкой армии, в июне 1941 года, на северо-западе Украины проводили плановые концерты артисты СССР. В составе были актеры из Малого театра, задача была отыграть шефский концерт. Событие происходило на Волыни, в районе города Ковель. Труппа под руководством Анненкова Н.А. приехала в регион специально, чтобы сыграть для гарнизона рабоче-крестьянской армии, что там базировалась.
Именно в Волынской области застал труппу фронт. Еще никто не знал, как долго будет продолжаться боевые действий, как глубоко пройдут немцы. Но уже с первых дней войны артисты оказались, фактически, в зоне боевых действий. Обстрел региона был ощутимо заметен. Гарнизон и артисты подвергались воздушным атакам. В итоге ребята стали первой фронтовой бригадой выездного театра. Их поступок послужил примером для многих других, кто также стали выезжать с концертными программами на прифронтовую территорию, чтобы продемонстрировать поддержку армии и поддержать боевой дух солдат СССР.
Первые фронтовые бригады – как все начиналось?
На внеочередном пленуме ЦК КПСС по работе с профсоюзами было принято распоряжение. Доктрина от 23.06.1941 гласила, что все части Красной армии, вне зависимости от их дислокации, обязаны разделить фронтовую жизнь вместе с работниками искусства. Фактически, это был приказ артистам служить на благо родины, выступать мощной агитационной системой и поддерживать боевой дух и веру в победу у армии, военно-морского флота и населения. Это обращение относилось ко всем работникам искусства СССР.
Среди первых, кто выступил с желанием посетить прифронтовую зону, стала труппа из Москвы под руководством В. А. Филиппова. Молодая бригада, исполненная энтузиазма, рвалась в самые опасные регионы Украины, где на тот момент шли массовые боевые действия. На призыв правящего блока откликнулись и другие театры столицы и регионов. Среди них – Смоленский драматический, а также театр Киевского военного округа. Спустя пару недель начались активные работы по реализации проекта. На базе Смоленского был создан театр Западного фронта. Он просуществовал до конца войны.
Где проходили концерты?
Далеко не во всех гарнизонах были условия для создания полноценного помещения или сцены. Пьесы часто ставили прямо в поселке, где был штаб дивизии, а также в разных полях, на опушках леса и в чаще, на территории авиационных ангаров и эвакуированных заводов, на военных кораблях и баржах, в сельских клубах и госпиталях. Наравне с солдатами, цирковые артисты, певцы, актеры стремились приблизить победу, поддерживали моральных дух и мужество в солдатах, медработниках и всех тех, кто постоянно был там, на передовой, сдерживая и уничтожая врага. Ведь каждый понимал – от них зависит исход войны…
А ведь было сложно. Большинство участников были мало подготовлены к полевым условиям жизни, частые простуды, дефицит провианта и реквизита были верными спутниками первого времени. Военные бригады артистов насчитывали от 12 до 25 человек. Среди них были и мужчины, и женщины. Поначалу не было никакого подручного реквизита и оборудования. По большей части концерты представляли собой «сборную солянку», где пели песни, декламировали стихи, ставили цирковые номера. Конечно, все это сопровождалось агитационно-пропагандисткой программой.
Постепенно создавались специализированные разборные конструкции, собиралось портативное оборудование, а сценой почти всегда стал служить прицеп грузовика с откинутой частью. Это было удобно: солдаты могли разместиться вокруг импровизированной сцены на опушке или в селе, не нужно было собирать людей в закрытом помещении или сооружать специальную конструкцию. Кроме того, так как актеры находились на возвышенности, то обзор был широким. Такие представления состояли из нескольких частей длиной в 1,5 часа:
- Этюд.
- Драматургическая сценка.
- Цирковой или юмористический номер.
- Агитационный блок.
- Песни.
Начало и окончание представления сопровождалось патриотическими песнями. А после него актеры самостоятельно демонтировали нехитрые декорации, собирали и упаковывали оборудование и реквизит, соединяли прицеп с кабиной и продолжали свой путь вдоль линии фронта – к следующему гарнизону фронтовиков.
За годы Второй Мировой Войны на территории Советского союза было создано около 4 000 фронтовых театральных трупп.
Наибольшее число бригад появились в Москве – их было 700, а также в Ленинградской области. Тут численность достигала 500.
За все годы боевых действий артисты провели более 1 350 000 спектаклей и концертов по разным фронтам. При этом, все работы выполняли сами актеры. Нанимать дополнительных людей они просто не могли. Некоторые артисты выступили пред фронтовиками более 100 раз.
Суровые реалии первой линии фронта
Дефицит реквизита и общий дискомфорт – это было мелочью на фоне того, чтоб концерты проводились в непосредственной близости к зоне боевых действий. Часто над деятелями искусства свистели пули и слышался гул танков вблизи. Вот, например, театр народного ополчения, что был создан Н. Черкасовым провел первые свои выступления на Ропшинских аэродромах. Атмосфера тут был крайне напряженной. Представления шли в течение всего дня, так как часть фронтовиков находилась в воздухе – вели боевые действия и патрулировали территорию.
Под обстрел тогда бригада не попала, но за годы войны очень часто театральные фронтовые труппы подвергались массивным обстрелам со стороны фашистов. Яркой демонстрацией «фронтовых будней», служат воспоминания народной артистки СССР Нины Сазоновой. Она рассказывала, как поехала на первую линию в составе Центрального театра. И в процессе одного из выступлений раздался громкий рокот самолетов и крик: «на землю!». Это немецкие бомбардировщики неслись уничтожать советских солдат. Нина Сазонова вместе с подругой Тосей были в ярко-красных сарафанах, что словно факел горели, показывая врагу, где располагаются девушки. Им повезло. Солдаты накрыли их своими телами. Но чуть позже, под Харьковом, почти все члены их концертной бригады погибли. Бригада № 9 попала в окружение и была зверски расстреляна. Нина Сазонова – одна из немногих выживших в те суровые дни. Несколько дней девушка скрывалась одна в лесу. Позже она случайно наткнулась на лагерь советских солдат.
А иногда было по-другому. Театральная бригада приезжала в гарнизон, а на месте их уже никто не ждал – смещалась линия фронта, происходили массовые обстрелы. В таких ситуациях артисты перемещались с медработниками и брали на себя роль санитаров и помощников, ухаживая за ранеными и больными, помогали хоронить погибших. Но и, конечно же, пели, выступали и всячески пытались поддержать бойцов Красной армии. Актеры, по мере своих возможностей, старались скрасить быт раненых солдат.
В своих воспоминаниях Константинов П. А. рассказывал о путешествии с одним таким медицинским составом. Артист вспоминал, что состав передвигался очень медленно. Каждый 5-6 километров останавливался и стоял. При этом, двери открывали только по правой части, где обрыв, а левую держали на запоре. И вот кто-то из музыкантов, чаще всего баянисты, становились в тамбуре или на подножку и начинает играть. Со всех сторон санитарного вагона выглядывали раненые солдаты, а медики в простынях выносили в поле тех, кто погиб во время пути. Быстрые похороны, дощечка с именем и путь дальше. До следующей остановки.
Разновидности театральных групп
Помимо бригад, что выступали с концертами, было также много других трупп. По всему периметру фронтовой линии функционировали передвижные театры. Их главное отличие от концертных заключалось в репертуаре. Тут было меньше песен, не ставили цирковые номера. Основное направление – пьесы на один акт. Сначала использовались сокращенные версии популярных произведений, а позже появились тематические спектакли, созданные советскими авторами специально для фронта.
В 42 году фронтовая линия была крайне вытянута. Было принято решение создать 5 театров, которые входили в состав ВТО. Формирование коллективов происходило также продуманно. В состав вошли артисты из лучших театров страны:
- Малый.
- Большой.
- им. Евгения Вахтангова.
- Академический им А. С. Пушкина.
При этом, актеры, что служили в Большом, сформировали, преимущественно, музыкальную труппу. Инициатива людей творчества была настолько активная, что получилось целых 7 бригад, которые провели на разных направлениях фронта 1140 концертов.
Остальные группы также были полностью укомплектованы. Помимо действующих артистов, довольно часто можно было увидеть в составе молодых студентов и вчерашних выпускников профильных вузов. Так, к примеру, на базе ГИТИС было сформировано 5 коллективов, куда вошли студенты и артисты из других театров. В эвакуации в Саратове учащиеся ГИТИСа также сформировали комсомольско-молодежный фронтовой театр. Труппа выступила на 7 фронтах СССР и провела более 1000 концертных программ. Расформирована труппа была только после окончания военных действий. Их последнее выступление проходила под стенами Берлина.
Оснащение театральных бригад
Если говорить о материально-технической базе, то у театров было лучше обеспечение, чем у бригад. Но в этом были и минусы – большое количество реквизита часто усложняло перемещение и требовало дополнительных усилий при погрузке, сборке и установке.
В воспоминаниях сценариста и художника А. П. Васильева, стойки выполняли из дюралюминия. Их высота была 260см. Такая конструкция была создана для того, чтобы можно было встать на обычный стул и достать до верха. Стойки и рейки крепили П-образно, а сверху натягивали брезент или любое полотно, что находили под рукой. Решение было очень практичным, так как позволяло экономить пространство в грузовике. Такая же оптимизация была и с декорациями. Чаще всего ящики, в которых хранили реквизит, изначально украшали так, чтобы их можно было использовать в качестве мебели в спектаклях. Вариант, возить с собой мебель, вовсе не рассматривался. В итоге обычные деревянные ящики превращались в беседки и диваны, столы и кресла. Аппликация использовалась очень часто и позволяла воплотить массу идей, а также служила настоящим украшением. Ведь уставшие от копоти и грязи солдаты были рады любому напоминанию об уютной мирной жизни.
Скорость, компактность и легкость были одним из главных условий, по которым создавались декорации. Но этого было не достаточно. Важно, чтобы все элементы можно было быстро собрать и разобрать, но также очень важной была надежность конструкции. Ведь в отличии от обычного театра, где все проверяет и устанавливает машинист задолго до пьесы, на фронте такой возможности не было. Артисты приезжали и почти сразу начиналось представление. А потом разбор декораций и дальше, в путь. А дороги были дальнее, порой доходили до 200-300 км за один день.
Музыка и песни: история «Синего платочка»
Конечно, одной из ключевых линий всех выступлений, проходил голос и пение. Не было солдата, который бы не напевал «Синий платочек». Эта композиция, исполненная Клавдией Шульженко, стала символом надежды и веры, которая помогала бойцам идти тяжелым путем сражений.
На момент начала войны певица находилась в Армении, в Ереване. Как только сообщили о начале военных действий, она сразу вернулась в Ленинград, где жила до войны. Когда объявили эвакуацию (первая военная зима), певица предпочла остаться в городе. А позже во время блокады Клавдия Шульженко провела более 500 концертов для осажденного города. За весомый вклад и мужество, проявленное во время блокады, артистка была представлена к награде и получила орден «За оборону Ленинграда».
Ну, а история песни «Синий платочек» особенная. Певице всегда нравились стихи и музыка Кубы Галицкого, но в военное время стихи о мирной жизни звучали не своевременно и неуместно. Однажды в феврале 1942 года, находясь на гастролях в районе Волховского фронта, певица познакомилась с офицером, который работал корреспондентом в газете «В решающий бой». Михаил Максимов продемонстрировал Клавдии текст новой композиции. Слова девушке очень понравились и в тот же вечер она спела ее бойцам. Спустя 2 месяца классическое исполнение «Платочка» было известно на всю страну. Ведь вне было все, что чувствовал народ: тревога, надежда, преданность, вера, мужество. Песня нашла отклик в душах «тыловиков», а также тех, кто был на передовой.
Герой Советского союза Грунчик Сергей после выступления певицы также высказался об исполнительнице. Он обратился к актрисе напрямую, выражая высокую оценку ее таланту, а также вклад в победу. Майор благодарил ее за визит к ним в гарнизон, за пронзительные слова песни мужества и надежды, которую она сумела удивительно тонко прочувствовать и донести окружающим. В финале своей речи, офицер поблагодарил Шульженко Клавдию за все что она делает для разгрома врага. Грунчик заявил, что благодаря такой мотивации и поддержки со стороны эстрады, солдаты непременно смогут уничтожить фашистских гадов, так как после каждого концерта воодушевленные и окрыленные, они с музыкой и энтузиазмом в душе с новой силой наносят смертельные удары по врагу.
Его слова – яркая демонстрация того, как к Шульженко относились фронтовики и насколько полюбилась песня советским людям.
Для победы
Многие ветераны войны вспоминают одну и туже историю. Она фигурирует в рассказах и преданиях участников и их детей. Речь идет о солдатах, которые готовились к наступлению. Оно должно было начаться с утра по раньше. Все были напряжены и постоянно следили за дорогой, ведь по ней должен был прийти транспорт и привезти боеприпасы. Эта дорого уходила далеко в тыл. Но время шло к вечеру, а колонны транспорта так и не появилось. Вместо этого на закате из поворота появилась обычный рейсовый автобус. Все тут же обрадовались, ведь это значило, что приехали артисты. А, как водится, после выступления и бой проходил лучше. Ободренные и радостные солдаты, исполненные отваги, шли смело на врага, отвоевывая обратно каждый клочок земли.
Как только автобус прибыл, все, кто был не на посту, окружили транспортное средство, чтобы насладиться песнями, спектаклями, стихами. Ведь эта атмосфера пусть и не была действеннее, чем реальные боеприпасы, но зато давала мощный прилив сил, воли и внутренней уверенности в том, что «наше дело правое. Мы победим». Да и сами актеры не уступали в отваге фронтовикам. Преодолевая невзгоды полевой жизни, они курсировали между гарнизонами, стараясь, насколько это возможно, подбодрить и поддержать бойцов и раненых. А в том бою, с ограниченным количество боеприпасов, солдаты Красной армии смогли пойти в наступление и взять высоту.
Особые условия
Требования к работе фронтовых театральных бригад во время Великой отечественной войны предъявлялись высокие. По законам военного времени:
- Артисты были символом и прообразом советского человека, поэтому, были обязаны строго соблюдать приказы начальства.
- Труд на благо Родине – это максимальные усилия для того, чтобы повышать боевой дух и веру в победу среди народа.
В. Зельдин, по возвращению в Москву со съемок «Свинарка и пастух», сразу начал готовиться к поступлению в танковое училище. По плану, он должен был пройти обучение и отправиться на фронт. Но в день поступления пришел приказ от комитета кинематографа. В обращении был дан приказ продолжить съемки фильма. В итоге Владимир остался в Москве, где в составе выездных театральных трупп он служил до конца войны.
С его слов, театр того времени представлял больше практической пользы с выступающими артистами, чем с воюющими. Слабая физическая подготовка и не умение использовать оружие делали их плохим солдатами, но зато великолепными театралами. Со сцены они умели заряжать людей, мотивировать, подталкивать к подвигу, разжигать веру в победу Красной армии.
Та поддержка, что была оказана фронтовикам со стороны артистов, была ощутимой и мощной хотя и носила исключительно духовный характер.
Хотя, если оценивать материальные вложения, то они тоже были. Руководители трупп постоянно собирали деньги и оказывали волонтерскую поддержку армии. Занимались закупкой военной техники, обмундирования. Отчеты о потраченных и собранных деньгах регулярно публиковали в самой популярной газете того времени, в «Правде».
Многие обеспеченные артисты оказывали фронтовикам помощь из собственных средств. Так, к примеру, в Малом театре собирали средства на покупку истребителей, певица Лидия Русланова подарила 2 Катюши Белорусскому фронту. А восточному – 14 ракетных установок. А Свердловский театр собирал на танки. Утесов лично подарил украинскому фронту 2 самолета, купленные за собственные средства. При этом, все они активно выступали пред военными, ездили вдоль линии фронта и устраивали концерты в военных госпиталях.
Вместе с солдатами Красной армии они сначала отступили вглубь России, а потом 4 долгих годах шли к Берлину. За 7 дней до дня победы труппа Большого театра (на тот момент 2й фронтовой ВТО) сыграла в Немецкой столице спектакль «Так и будет», поставленное по пьесе К. Симонова.
9 мая по всей линии фронта звучали песни, шли концерты и декламации стихов, торжественные речи. А уже 14 мая возле стен Рейхстага состоялся грандиозный концерт Победы. В мероприятии приняли участие множество советских артистов, что дошли до Германии своими силами, а также прибыли спецрейсом из Москвы. Среди них были И. Козловский, Н. Русланова, К. Шульженко, В. Петров, а также множество других отважных, талантливых и мужественных артистов Советского Союза. Это был последний день официального существования фронтовых бригад. История противостояния, когда плечо к плечу рядом шли рабочие и ученые, артисты и солдаты, закончилась полной капитуляцией врага.